— Слоган фильма таков: «Степень свободы ни от чего не зависит».
А что значит свобода лично для вас?
— Это возвращаться домой
с легкой усталостью после рабочего дня и не ждать, когда зазвонит
телефон по каким-то проблемным вопросам. Это возвращаться домой, где
ждет ребенок, жена, теща, зять, бабушка — большая семья, которая рада
мне.
— Как вы считаете, может ли человек быть в колонии и при этом
чувствовать себя свободным?
— Свобода не ограничивается рамками — банальными размерами клетки.
А если мучает душевная боль, то даже в джакузи президентского номера
суперотеля не будешь ощущать себя свободным.
— Вы чувствовали что-то особенное, когда снимались в одежде
заключенного?
— Одежда заключенного, конечно, произвела на меня впечатление
(улыбается). Это была реальная роба. Это новый формат одежды, хотя был
и старый вариант — демисезонный. Но, если честно, думаю, что
не в каждой зоне есть обе модели и обе даются на выбор. Наша роба была
серо-черного цвета — одежда под стать монаху.
— Насколько я знаю, у вас был консультант, за плечами которого 12
лет колонии, он же соавтор книги, по которой снимали картину. Этот
человек как-то помогал вам с ролью?
— Я снимался в колонии всего один день. Но такой человек был,
и он действительно делился с нами опытом отношений, психологией
поведения в местах заключения. Правда, мне этот опыт так
и не пригодился. В любом случае для меня такие знания — большой вклад
в мою актерскую «корзинку».
— Авторы книги проводят параллель между тем, как над вашим
персонажем издеваются сокамерники, и тем, как вам достается
от маленьких детей в пионерлагере. Вы считаете, это справедливо?
— Это, конечно, разное. Но иногда в этом что-то есть: по наглости
и неадекватности дети бывают похожи на заключенных (смеется).
— Вы в детстве ездили в пионерлагерь, например в "Артек"?
— Я просил родителей, чтобы меня отправили в "Артек". Это была моя
мечта. Когда я жил в городе Камышине и учился в 6-м или 7-м классе,
то был активистом: ходил в городской пионерский штаб. Как-то ко мне
подошла старшая пионервожатая и спросила: «Дима, поедешь от нашей
школы в »Артек"?" Счастье для меня было невероятное. Но это был
как раз тот год, когда отменили пионерию. Поэтому, когда подошел срок
нашей отправки в "Артек", лагерь уже был не пионерским,
а детско-оздоровительным, без бесплатных путевок. Так я и не попал
туда. Зато побывал в пионерском лагере имени Вали Котика
в Астраханской области. Но купаться в Волге нам запрещали, опасались —
сильное течение. Мы постоянно были под строгим наблюдением
пионервожатых.
— У вас были такие же пионервожатые, как в "Каникулах строгого
режима"?
— Конечно, в фильм я привнес свой личный опыт из детства (смеется).
Я ведь и сам был пионервожатым, только чуть позже. Когда отдыхал
в лагере, больше всего мне запомнился один пионервожатый. Он только
вернулся с Афганской войны и пошел к нам работать. Правда, сначала
с ним общение не было легким: он нас строил, прививал нам военную
выправку, устраивал военный режим. Но мы его очень полюбили,
и я на всю жизнь запомнил этого сильного мужчину с громким военным
голосом и большими руками. На тот момент для нас, подростков, это было
хорошим уроком.
— Вы говорили, что и сами работали пионервожатым.
— Да, один раз ездил по просьбе своего друга Володи. Мы отправились
на море в пионерлагерь, взяли первый старший отряд, в котором дети
были младше нас всего на два года. Сначала действительно было нелегко,
потому что это были взрослые парни и девушки, которые мечтали друг
с другом познакомиться (смеется). И только благодаря педагогическому
таланту, внушению, общению и нашим хорошим организаторским
способностям нам удалось понять друг друга. Уже при расставании
мы со слезами на глазах обещали обязательно переписываться
и встречаться в дальнейшем.
— Ваша жена Татьяна дает вам полезные советы?
— Да. Мы вместе читаем сценарии. Мне интересно её мнение после
прочитки, мне интересно, как она видит персонаж. Мне интересно с ней
поспорить и услышать мнение, отличное от первоначального. Понять —
почему, зачем, из чего складывается роль. Это помогает мне принять
решение, есть ли смысл браться за нее и тратить полгода или год своей
жизни на эту историю.
— Вы говорили, что возвращаетесь не только к жене и сыну,
но и к теще, тестю и бабушке. Вы живете все вместе?
— Нет, вместе мы не живем (смеется). Но практически каждый день
мы проводим время вместе, всей нашей большой семьей.
— У вас подрастает сын. Не хотите снять его в эпизодической роли
в кино?
— Снимать сына не хочу. Я хорошо знаю антисанитарную обстановку
на съемочной площадке, сколько там народу, запахи, пыль. Пока сын ещё
немного не повзрослеет, мы с женой максимально будем ограждать
ребенка, не возить его на большие тусовки. По-моему это не нужно.
Иммунитет малыша должен окрепнуть. Может быть, после станем более
демократичными родителями. Зато мы почти каждый день снимаем ребенка
на видеокамеру.
— Для семейного архива?
— Да. Хочу последовать примеру великих режиссеров, Никиты
Михалкова. например, который снимал свою дочь, а потом
смонтировал фильм о её детстве. Возможно, я тоже когда-нибудь сяду
за монтажный стол и сделаю фильм о своем ребенке. О том, как он жил
от нуля до годика, а может быть, период будет больше. Буду задавать
одни и те же вопросы раз в год. Потом получится история, как ребенок
взрослел, учился, как вообще развивалась цивилизация. Можно будет
сравнить наше детство и детство наших детей. Понять, какое оно разное.
— Татьяна ещё в декретном отпуске или уже вышла на работу?
— Танечка на данный момент не работает, по нашей договоренности.
Ребенок ещё маленький, а мы не хотим отдавать его на воспитание в руки
чужого человека. Таня очень любит ребенка, она абсолютный фанат сына.
Она постоянно с малышом — каждый час, минуту, миг. Я не знаю другого
материнства, смотрю на жену и понимаю: по-другому и быть не может.
— Ваша точка зрения: женщина должна работать или её обязанность —
только дом и семья?
— Женщина должна жить по призванию. Неважно, занимается ли она
делом и не зависит от семейного бюджета или у нее хобби, которое
вообще не приносит денег, например благотворительность. Я думаю, что
Танечка захочет профессионально чем-то заниматься, наверное, поменяет
профессию. У нее два высших образования и диплом Высшей школы MBA.
Скорее всего, она получит и третье — попытается стать работником
телевидения. Этого бы мне очень хотелось. Может быть, когда-нибудь она
согласится и будет работать со мной.
— Вы опять про работу. Удалось ли вам с семьей отдохнуть этим
летом?
— В июне—июле я снимался в двух картинах: у
Юрия Кары в "Гамлете", где играю Клавдия, и у Антона Сиверса в "Вербном
воскресенье". А в конце июля мы с Танечкой поехали в Хорватию: неделю
провели на острове Хвар и неделю на яхте, путешествуя по соседним
островам. Ванечка оставался с бабушкой и дедушкой. У моего сына с ними
лучшая модель отношений: мне нравится смотреть, как они любят друг
друга. Родители с удовольствием нас отпустили отдохнуть.
— Дмитрий, скажите, отразился ли как-то финансовый кризис на вас
и вашей семье?
— Конечно, отчасти упали гонорары. Что говорить, если бюджеты
некоторых картин сокращаются в два или более раза, соответственно,
и наш доход уменьшился.
Наше досье
Дмитрий Дюжев родился 9 июля 1978 года в Астрахани в актерской
семье. Мечтал стать моряком. Но отец, которому в то время не очень
везло с ролями, уговорил его поступить в театральный. В 1999 году
окончил ГИТИС (курс Марка Захарова). Звездой его сделала роль Космоса
в сериале «Бригада» (2002). Актер Московского театра юного зрителя.
В 2006 году сыграл роль монаха в фильме «Остров» Павла Лунгина.
В феврале 2008 года женился на Татьяне Зайцевой, менеджере нефтяной
компании. Осенью 2008-го у них родился сын Иван.
http*://news.mail.ru/society/2854797/